Боковое меню

Оздоровительная работа

Оздоровительная работа

Скачать статью "Оздоровительная работа"

Направление детей и подростков с малыми и затихающими формами туберкулеза в санаторную школу - интернат является одним из важнейших заключительных звеньев в плане этапного лечения детского туберкулеза.

Задача противотуберкулезного учреждения данного типа заключается в обеспечении правильного сочетания обучения больных детей и подростков по программе массовой общеобразовательной школы с проведением специфического лечения и широкого комплекса оздоровительных мероприятий до полного клинического выздоровления детей и подростков.

ГООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Шафрановская санаторная школа - интернат предназначена для обучения и оздоровления детей и подростков в возрасте от 6,5 до 14 лет с малыми и затихающими формами туберкулеза, сроком на один (учебный) год. По медицинским показаниям срок пребывания детей и подростков в данном учреждении может быть увеличен.

Направляются в ГООУ Шафрановскую санаторную школу-интернат дети, состоящие на учете в детских отделениях противотуберкулезных диспансеров и туберкулезных кабинетах поликлиник Республики Башкортостан, по следующим медицинским показаниям:

  • - ранняя туберкулезная интоксикация;
  • - хроническая туберкулезная интоксикация;
  • - вираж туберкулиновых реакций и гиперергическая чувствительность к туберкулезу;
  • - инфицированные туберкулезом, туберкулиноположительные дети и подростки из контакта с бацилловыделителями и больными активной формой туберкулеза;
  • - дети и подростки, перенесшие локальные формы туберкулеза с остаточными изменениями (пневмосклерозы, кальцинаты и т.п.);

Дети, у которых обнаружены заболевания зубов, глистная инвазия, лямблиоз, санируются до поступления в санаторную школу - интернат.

Первоочередность направления в санаторную школу - интернат при условии одного из перечисленных показаний определяется наличием у детей и подростков семейного контакта с активной формой туберкулеза.

Комплектование санаторной школы - интерната проводится путем централизованного отбора детей и подростков специально создаваемой комиссией в составе: врача республиканского противотуберкулезного диспансера, представителя Министерства образования РБ, директора и врача санаторной школы - интерната. Всем детям подлежащим направлению в санаторную школу - интернат Министерством образования РБ выписывается путевка.

Зачисление детей и подростков в санаторную школу - интернат проводится на основании следующих документов:

  • - карта санаторного отбора, заполненная лечащим врачом противотуберкулезного диспансера, в которой должны быть кратко представлены наиболее важные анамнестические данные о характере и давности туберкулезного заболевания, ранее проводимом лечении, пребывании в больнице, санатории или лесной школе, перенесенные заболевания, а также данные объективного лабораторного и рентгенологического исследования туберкулиновых проб. В карте указывается также основной туберкулезный диагноз, сопутствующие заболевания и лечебно-оздоровительные мероприятия, рекомендуемые для больных детей и подростков в первый период пребывания их в санаторной школе-интернате;
  • - индивидуальная карта школьника (форма N 26), содержащая данные осмотра всех врачей специалистов, сведения о проведенных профилактических прививках, результаты обследования ребенка на бактерионосительство;
  • - личное дело ребенка, содержащее данные об успеваемости в школе;
  • - свидетельство о рождении ребенка и заявление родителей о приеме его в школу.

Противопоказаниями для зачисления детей и подростков в санаторную школу - интернат являются органические поражения нервной системы с наличием умственной отсталости и нарушениями интеллекта, заболевания сердечно-сосудистой системы с нарушениями кровообращения, ревматизм в активной фазе, тяжелая форма ночного энуреза на почве органического поражения нервной системы, тяжелые заболевания крови и т.п.

Организация режима дня

В период затихания туберкулезного процесса у детей и подростков могут длительно сохраняться различные нарушения функционального состояния со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и особенно нервной систем. У детей и подростков в большинстве случаев на фоне истощенной нервной системы, неустойчивого внимания, ослабленной памяти и пониженной работоспособности отмечается повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, беспокойство (симптомокомплекс "раздражительной слабости"). Вместе с тем, дети и подростки должны получить образование в объеме учебных программ массовых общеобразовательных школ.

Важным моментом в оздоровлении детей и подростков с малыми и затухающими формами туберкулеза является санаторно-гигиенический режим дня.

Характерной особенностью режима санаторной школы - интерната для туберкулезных детей и подростков является: пребывание на свежем воздухе не менее трех часов в день, достаточная продолжительность сна, рациональное питание, правильное чередование учебных занятий с отдыхом и обеспечение широкого комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для сохранения высокой работоспособности, большой эффективности занятий в учреждении установлена длительность урока 40 мин. При этом обязательно 35 минут отводится на учебные занятия и 5 минут - на физкультурные паузы.

За счет сокращения продолжительности уроков обеспечивается более длительное пребывание детей и подростков на открытом воздухе;

Обеспечивается максимальное использование на уроке наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала и других элементов преподавания с целью сделать урок разнообразным, малоутомительным, достаточно эмоциональным и, вместе с тем, целенаправленным;

Для разрядки умственного напряжения или при перевозбуждении используются такие элементы урока, как "игра-учеба", "минутка тишины";

Обеспечивается пребывание детей и подростков на свежем воздухе на большой перемене после второго урока продолжительностью 30 минут

Обязательно соблюдается необходимая продолжительность сна:

Ночной сон - 9 часов 30 минут, дневной сон – 2 часа.

Обеспечивается регулярное проветривание учебных помещений и спален. Длительность проветривания до начала учебных занятий зависит от температуры наружного воздуха: при температуре +10 град. C и выше учебные занятия проводятся при открытых окнах и фрамугах; при температуре от +10 град. C до 0 град. C - проветривание во время перемен через окна и фрамуги, во время урока - только через фрамуги; при температуре ниже 0 град. C постоянная аэрация классов осуществляется через приоткрытую (угол открытия 16-20 град.) фрамугу переднего окна; при температуре ниже -10 град. C фрамугу открывать спустя 10-15 минут после начала урока и закрывать - за 10-15 минут до окончания урока.

В режиме дня особое внимание уделяется физическому воспитанию. Занятия носят направленный характер - овладение правильным дыханием, коррекция и лечение дефектов развития двигательного аппарата, координация движений, развитие внимания. Кроме общих уроков физкультуры организована лечебная физкультура, занятия которой назначаются детям и подросткам, имеющим остаточные явления перенесенного костного туберкулеза или другие сопутствующие заболевания, требующие занятий в специальной группе лечебной физкультуры.

В режиме дня санаторной школы - интерната включены различные формы физического воспитания: утренняя гимнастика, уроки физкультуры, физкультурные паузы, подвижные игры на переменах с пребыванием детей на свежем воздухе, лечебная физкультура, занятия в спортивных секциях, закаливающие процедуры.

В оздоровлении детей и подростков в санаторной школе-интернате используется галотерапия - соляная шахта с применением технологии сверхтонкого измельчения соли и управления концентрацией солевого аэрозоля в воздухе соляной комнат. Аэрозоли хлорида натрия способны максимально глубоко проникать по дыхательным путям и стимулировать двигательную активность, ресничек мерцательного эпителия и изменять его проницаемость до уровня бронхиол. При этом улучшается реологические свойства бронхов, улучшается противовоспалительный эффект, отхождение мокроты и накопившейся слизи в бронхах. При получении гало терапии повышается иммунитет.

Организация питания

Правильно организованное и рациональное питание является важнейшим лечебно-оздоровительным фактором; оно должно быть полноценным и соответствовать возрасту детей и подростков.

Общая калорийность питания должна быть на 15-20% выше калорийности питания здоровых детей и подростков. Рацион питания следует увеличивать за счет повышения содержания в пище, главным образом, белков животного происхождения, повышающих сопротивляемость организма к туберкулезу.

В ГООУ Шафрановская санаторная школа - интернат организовано 6-разовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин.

Меню-требование составляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Башкортостан от 31.08.2006 года № 248 «Об утверждении норм питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем (оборудованием) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях РБ», в зависимости от возраста.

Уделяется большое внимание обеспечению в достаточном количестве содержания в пище витаминов C, B1, B6 и Д. У детей и подростков, больных туберкулезом, отмечается большой дефицит аскорбиновой кислоты, витамина В1, пиридоксина (B6). Суточные нормы витаминов для детей и подростков, больных туберкулезом: B1 - 2-4 мг, B2 - 2-4 мг, C - 300-600 мг, A - 3000-6000 ед, в связи с чем, широко применяется напиток из шиповника, витамины в виде драже, проводится витаминизация третьих блюд.

Организовано кумысолечение сезонно осенью и весной по два месяца, так как кумысолечение оказывает благотворное действие на кровь: повышает содержание гемоглобина, улучшается лейкоцитарная формула. Кумыс влияет на сопротивляемость организма болезнетворным факторам, в частности, при хронических бронхитах кумысолечение приводит к коррекции иммунного статуса, способствуя выздоровлению.

Лечебно-профилактическая работа

Работа медицинского персонала ГООУ Шафрановской санаторной школы - интерната включает в себя все основные разделы лечебно-профилактической и оздоровительной работы, а именно:

  • - организацию и систематическое проведение санаторно-гигиенического режима учреждения;
  • - санаторного питания;
  • - проведение химиопрофилактики в соответствии с медицинскими показаниями;
  • - углубленное изучение состояния здоровья, психо-физического развития и степени работоспособности детей с целью выработки рекомендаций в отношении индивидуализированного медико-педагогического подхода к каждому учащемуся;
  • - оценку эффективности пребывания детей и подростков в санаторной школе-интернате на основе анализа динамики туберкулезного процесса, уменьшения или исчезновения интоксикации, сдвигов физического развития, школьной успеваемости и усвоения санитарно-гигиенических навыков воспитанниками.

В течение первых 10-15 дней пребывания детей и подростков в санаторной школе - интернате врач проводит углубленный медицинский осмотр, данные которого заносятся в историю болезни. Общий клинический осмотр детей дополняется определением уровня их физического развития, постановкой туберкулиновых проб.

Общее физическое развитие определяется по трем основным признакам (вес, рост, окружность грудной клетки). Оценка физического развития проводится по местным стандартам физического развития здоровых детей соответствующих возрастных групп, указывая в процентах дефицит веса, роста. При оценке физического развития учитывается состояние мягких тканей, степень отложения кожно-жирового слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры, наличие или отсутствие нарушений осанки; жизненная емкость легких (методом спирометрии) и мышечная сила (с помощью ручного динамометра).

После углубленного осмотра врач санаторной школы - интерната в соответствии с клиническим диагнозом туберкулеза и рекомендациями противотуберкулезного диспансера назначает детям и подросткам соответствующее лечение (химиопрофилактику).

Химиопрофилактика – метод первичной профилактики туберкулеза, который заключается в применении противотуберкулезных препаратов группы ГИНК в течение 3 – 6 месяцев.

Дальнейший медицинский контроль за состоянием здоровья детей и подростков включает в себя:

  • - диспансерный осмотр в первые месяцы пребывания детей в санаторной школе-интернате (сентябрь - октябрь) врачами специалистами в составе: отоларинголога, офтальмолога, ортопеда, психоневролога, стоматолога;
  • - ежемесячные углубленные врачебные осмотры учащихся с определением месячной прибавки веса и заполнения данных осмотра в историю болезни, ежедневный осмотр температурящих детей и подростков;
  • - ежедневное измерение температуры тела всем детям и подросткам;
  • - определение физического развития по всем показателям в динамике три раза в год (сентябрь, январь, май);
  • - контроль за физическим воспитанием детей и подростков, эффективность которого оценивается на основании сравнительных показателей физического развития детей и подростков в начале и в конце учебного года;
  • - проведение не менее трех раз в год клинического анализа крови, анализа мочи и обследования на яйца глистов, дважды в год (осенью и весной) - туберкулиновых проб и рентгенологических исследований;
  • - консультация педиатра-фтизиатра противотуберкулезного диспансера (два раза в год).

Каждые полгода проводятся медико-педагогические совещания (медперсонал, директор, учителя и воспитатели) с обсуждением вопросов оздоровления детей и подростков, определением форм индивидуального медико-педагогического подхода к каждому воспитаннику и др.

Оценка эффективности пребывания детей и подростков в санаторной школе-интернате

Основным критерием эффективности пребывания детей и подростков в санаторной школе - интернате является снятие симптомов туберкулезной интоксикации:

  • - нормализация температуры и патологических изменений со стороны крови;
  • - достаточно хорошее нарастание веса и положительные сдвиги в общем физическом развитии;
  • - улучшение в динамике функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, подтверждаемое специальными функциональными пробами;
  • - нормализация функций нервной системы, сопровождающаяся снятием головных болей, повышенной возбудимости и быстрой утомляемости.

По окончании учебного года врач решает вопрос о выписке детей и подростков из санаторной школы - интерната или продлении их лечения. Заключение представляется на окончательное решение специальной комиссии, организуемой в санаторной школе - интернате.

Для слабовидящих

Размер шрифта

A- A A+

Найти

Статистика

Посетители
14
Материалы
124
Количество просмотров материалов
228888

Сейчас на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте